суббота, 27 августа 2022 г.

ПАСПОРТНАЯ АЛИЯ

Давно собирался поделиться своим взглядом на спорный вопрос о т.н. паспортной алие, да и вообще, об алие последних лет.

Эта тема не такая "плоская", как может показаться с первого взгляда.

Действительно, есть некоторая часть имеющих право на возвращение, у которых нет никакой сопричастности к Израилю, никакого понимания важности его существования, его миссии, никакого сочувствия к его боли и страх, что он может прекратить своё существование. Им безразлично всё, кроме паразитического использования ЗОВ (Закон о возвращении). Раз дают – почему бы не взять? Эти люди изначально не собираются жить в Израиле, а хотят просто пожить некоторое время у тёплого моря за счёт подъёмных денег от государства. Подлее всего с их стороны, если они совершают алию по медицинским соображениям, подлечиваются и уезжают. Вроде всё законно. Как говорится – кошерно, но плохо пахнет. Но даже и такие, на мой сионистский взгляд, не очень симпатичные люди, являются заблудшим овцами Зера Исраэль. И даже с ними не окончательно всё потеряно. Как рассказывается в одной хасидской притче: молодой раввин спрашивает совета у старого мудреца. Мол, один нееврей хочет пройти гиюр и уговаривает меня начать обучать его. Но мне известно, что он хочет это не из-за искреннего желания, а у него есть свои, меркантильные соображения. Что делать – обучать или отказать? Мудрый старец ответил – конечно, начинай обучать его! Мол, не важно с какими намерениями человек начнёт изучать еврейское писание. Есть большая вероятность того, что он втянется и продолжит делать это уже с искренним интересом.
Есть категория имеющих право на возвращение, у которых существует полная или частичная еврейская самоидентификация и осознание, что Израиль, в той или иной мере, и их страна тоже. Но в силу каких-либо материальных, семейных или бытовых обстоятельств, не могут или не хотят переезжать в Израиль. Не все из них готовы преодолевать существенные трудности с обустройством в новой и совсем не простой стране, прикладывать немалые усилия для изучения иврита и интеграции. Они годами сидят в своей немного протухшей, но родной зоне комфорта с понятным им языком. Но рано или поздно приходит время, при котором обстоятельства или страхи выпинывают их уже в зрелом возрасте, заставляя преодолевать всё те же трудности, но с гораздо большими усилиями нежели по молодости. Хуже всего, когда эти люди, покрутившись здесь без чётного намерения вжиться в новую действительность, возвращаются обратно. Там, с большой вероятностью, дождавшись ещё более невыносимых условий, снова приезжают в Израиль, но уже не в качестве новых репатриантов, которым помогает государство, а в качестве возвращенцев, которым уже не положено ничего.
Но есть и третья категория олим, состоящая как из 1-й, так и из 2-й категорий – это беженцы от войны или от репрессивной диктатуры. К ним, на мой взгляд, должно быть меньше всего требований и претензий. Мы, как гуманное общество, должны их просто спасти, не спрашивая ничего. Даже если они вернутся обратно, у них, всё равно останется уже значительно большая причастность к Израилю, чем раньше. И, на каком-то этапе жизни, уже спокойно и взвешенно, могут решить репатриироваться в Израиль навсегда.
Другое дело, репатриируясь в Израиль, люди имеют достаточное смутное представление о сути Закона о возвращении и почему Израиль, единственная страна в мире, предоставляющая гражданство, со всем пакетом услуг и льгот, прямо в аэропорту. Поэтому, очень не помешало бы, на каком-то этапе оформления документов на репатриацию, чтобы претенденты ознакамливались с историей и смыслом ЗОВ и подписывали небольшую декларацию. В ней должно быть примерно следующее: «Я-такой-то, прошу предоставить мне право на репатриацию (возвращение на историческую родину) поскольку я желаю вернуться на родину предков, согласно зову сердца и соединиться со своим народом. Я осознаю причины, по которым существует ЗОВ и по которому мне предоставляется право на его реализацию. Так же я ознакомлен, понимаю и принимаю все основные (конституционные) Законы Израиля, первым из которых стоит Закон о национальном характере государства Израиль». Подобную декларацию должны подписать и нееврейская\ий супруга\г претендента\ки. Мол, я солидарна\ен с желанием супруга\и вернуться на его\её историческую родину и готов\а содействовать ему\ей в этом.
И ещё, хотел бы обратиться к старожилам, критикующим эту благословенную алию последних лет за то, что они, телом, как бы здесь, а душой всё ещё там. У них, практически по живому, обрублены корни, они вырваны из привычной и понятной им жизни, в которой они умели решать проблемы. Здесь у них сильно понижен социальный статус, им очень трудно и дискомфортно. Они, как взрослое дерево, вырванное из своего места, с оголёнными корнями, брошенное на сухую, израильскую землю и лишь слегка поливаемое. Дайте им время постепенно вырастить новые корни. Любой ветер их может опрокинуть. И, чем глубже их корни станут проникать в израильскую почву, тем больше они будут становиться израильтянами, похожими на вас. И вот тогда, постепенно, забота об Израиле станет в них вытеснять заботу о их прошлой родине.
Вспомните себя. Ведь подавляющее большинство из нас не были и близко, с настолько ясной израильской самоидентификацией, как после 20-30-и лет жизни здесь. Да и здесь 80-90% из нас не были бы, если бы Америка не закрыла въезд в конце 80-ых для выезжающих из СССР по израильской визе. В точности, как алия 70-ых, которых в Вене встречал Джойнт и Сохнут, с предложением выбрать дальнейший путь. В Израиль приехали только самые упёртые сионисты, да и те, в немалом количестве потом свалили.
Так что не надо рвать на себе рубаху, критикуя новых олим, обернитесь назад. А лучше на Тору. Моисей аж 40 лет водил евреев по пустыне, чтобы из них выветрился дух Египта. Нам, к счастью, требуется уже значительно меньше лет. Кстати, кто не знал, по нумерологии СССР и Мицраим (Египет) имеют одно и то же значение - по 380. А так же, может быть это совпадение подтверждает сказанное в книге пророка Иеремиягу 16:14-15 (Иеремия), а также 23:7-8, в которой говорится о повторном исходе:
«Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»;
Но: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной...».
Интересно, о какой северной земле говорится в этом пророчестве…? 🙂
Моя бы воля, то ради сохранения остатков Зера Исраэль и возвращения их в "семью", я бы немедленно избавился от этого анахронизма - еврейство по матери! Это не от Бога, это придумано людьми и ультимативно введено в канон из-за чисто социальных причин (мать всегда известна и она воспитывает ребёнка в еврейской традиции, а отец не всегда известен, тем более в эпоху постоянных завоеваний одних народов другими). Ведь очевидно любому грамотному человеку, что это бред, что каждый родитель даёт по 23 хромосомы при зачатии. И еврей в еврействе должен быть равноценен, с какой бы стороны он не был. Иначе это подлейшая и беспричинная дискриминация своих собратьев.
Израиль существует и развивается только благодаря тому, что в нём живём все мы – такие разные, но связавшие свою судьбу с ним. И, чем больше здесь нас, вкладывающих свои таланты и способности, приобретённые в чудовищной социальной эволюции прошлых веков, на благо Израиля, а не других стран и народов, тем Израиль будет становиться комфортней, краше и благополучней. А, если ещё есть у Израиля недостатки (а они есть), то это именно потому, что ещё огромное количество «нас» продолжает жить где угодно, только не на своей исторической родине, в нашей общей стране.

 

Александр Славинский

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий